Центр детского творчества с. Красногорск

Форма входа

Поиск по сайту

Баннеры

Язык изобразительного искусства

             Мы очень часто употребляем слово «искусство». Какой же смысл вложен в это слов? К искусству принадлежат: литература, музыка, театр, изобразительное искусство, кино, телевидение, художественная фотография. Каждый вид искусства имеет свой язык. Литература – искусство слова; музыка – мир звуковой гармонии; кино, театр – синтез литературы, музыки, игры актеров и т.д.        

           Изобразительное искусство – это всегда диалог, спор, внутренняя беседа художника и зрителя. Создав серьезное произведение искусства, художник прошел свою часть пути. В его работе соединились строгий расчет и интуиция, острая наблюдательность и обильная фантазия, ясно изложенная художественная мысль и непередаваемое словами чувство; в ней заключен смысл, существенный для многих людей. Остальную часть пути должен проделать зритель. Ему предстоит правильно понять и глубоко почувствовать, сопережить то, что хотел сказать и выразить художник.

           Но наиболее полое восприятие произведений изобразительного искусства требует и известной специальной подготовки, опыта общения с искусством, знания его основных закономерностей. Знание свойств цвета, рисунка, композиции и других элементов в создании впечатляющего художественного образа и того, как расширяют замысел мастерски использованные автором богатейшие возможности художественной формы, несомненно, приблизит зрителя к более глубокому восприятию искусства.

           В изобразительном искусстве явления окружающей жизни отображаются с помощью линий, тональных соотношений, цветовых сочетаний, объемных форм, ярких линий. Изобразительное искусство делиться на отдельные виды, каждый из которых имеет свой специфический язык.

           Изобразительное искусство наиболее древнее среди других видов искусства и, по существу, сопутствует человеку с доисторических времен. Еще в эпоху палеолита первобытные люди создали множество пещерных изображений, росписей и произведений прикладного искусства, воспроизводивших конкретные факты и явления повседневной жизни.

         Так, основными видами изобразительного искусства являются живопись, графика, скульптура. Каждый из них, пользуясь различными материалами, предает окружающий мир по-своему: живопись – во всем его красочном богатств, графика – через линейно-тональное, свето-теневое изображение, скульптура – в осязаемых трехмерных формах.

Живопись

           В мировой истории искусств живо­пись часто занимала ведущее мес­то. Эта ее роль в значительной ме­ре объясняется тем, что ни в каком другом виде искусства нельзя передать видимые явле­ния мира, образ человека или природы с такой полно­той, как в живописи. Более того, эта полнота выраже­ния внешнего, видимого мира позволяет раскрыть и глубокое внутреннее содержание, и смысл обществен­ных явлений, духовную жизнь человека, его мысли, чувства и стремления.

         Живопись в отличие от других видов искусства облада­ет цветом как главным, основным средством выраже­ния жизни. Все остальные виды искус­ства в отношении передачи цвета и света в природе, хотя нередко и используют краски как материал, усту­пают живописи в полноте, глубине и точности этой пе­редачи.

           Существуют много различные техник выполнения живопис­ных произведений и применяемых художниками красочных материалов. Наиболее распространена жи­вопись масляными красками. Существуют два способа работы масляны­ми красками: многослойный, рассчитанный на длитель­ное время, и быстрый, однослойный — «алла прима». Старые мастера (техника масляной живописи приме­няется с XV века) пользовались первым способом. Живопись «алла прима» позволяет в полной мере раскрыться темпераменту художника, непосредственному порыву чувства. Этот способ приобрел особую популярность в XIX веке у французских импрессионистов.

           Существуют краски, разводимые не маслом, а во­дой, и живопись этими красками называется акваре­лью. Обычно ею пишут на негрунтованной бумаге. На­стоящая чистая акварель не имеет белил, роль которых выполняет белый цвет бумаги, просвечивающий сквозь прозрачный красочный слой. Поэтому акварель отлича­ется от других видов живописи прозрачностью и свеже­стью цвета.

         В отличие от акварельных красок также разводи­мая водой гуашь имеет очень густую консистенцию и большую плотность, поэтому гуашевые краски не обла­дают прозрачностью, и в палитре гуаши всегда присут­ствуют белила.

Часто применяется живопись темперой, краски которой разводятся водой и приготавливаются на казеиново-масляном, яичном или синтетическом связую­щем.

         Темпера — старинная техника живописи. Работа темперой осложня­ется тем, что, быстро высыхая, краски уже не поддают­ся смешению. Поэтому в темпере часто пишут чистым цветом, применяя лессировки и моделируя плавные то­нальные переходы штрихами.

           Менее распространена живопись пастелью — цвет­ными мелками красивых бархатисто-мягких тонов. Недостаток пастели — ее сы­пучесть, поэтому произведения, выполненные в этом материале, сохраняются трудно.        

         Проис­хождение жанров связано со многими и разными сторонами социально-общественной жизни людей, с ма­териальными условиями существования и духовной культурой общества. В процессе исторического развития искусства выделилось несколько обособлен­ных групп произведений, отличающихся содержатель­ными и пластическими особенностями и закономерно­стями.

         Жанры исторически преходящи. Так, например, в древнерусской живописи, целиком направленной на христианскую мифологию, существовали свои жанры: образа, жития святых, праздники и некоторые другие. Начиная со светской культуры эпохи Возрождения, в европейской живописи формируются жанры, где взгляд художника направлен на действительность: историче­ский жанр, портрет, бытовой жанр, пейзаж, натюрморт.

           Тематическая картина — очень пространное поня­тие. В этот разряд попадают события прошлого и са­мые злободневные явления нашей жизни, будничная сценка и обобщенный философский взгляд на людей и природу. Иногда эти предметы прихотливо сочетаются в одной картине.

           Портрет может быть различен по своим задачам. В одних случаях, когда портрет призван уве­ковечить облик выдающихся людей, его определяющи­ми качествами становятся точность передачи облика и внешняя сдержанность, представительность. В других внимание художника направлено на устойчивые черты характера модели, на соотношение в характере индиви­дуальных и типических для многих людей качеств — эти произведения называют социальным или психоло­гическим портретом.

         Пейзаж — жанр, который долгое время считался второстепенным. Основными пейзажными проблемами являются: как передать солнечный свет, тень, отсветы на листве и телах, преломление света в быстрой струе ручья, как естественно разместить фигуры людей среди природы. Следует различать пейзажный этюд и пей­зажную картину. Этюд, который пишется непосредст­венно с натуры, обычно быстро, в один или несколько сеансов, не претендует на создание законченного обра­за природы. Прелесть этюда в стремительности, в точ­ности отдельных беглых наблюдений, в правдивой пе редаче моментального состояния пейзажа, в эмоцио­нальности живописной работы. Пейзажная картина чаще создается в мастерской, как и произведения других жанров. Это законченная, тщательно и продуманно выполненная, вы­ражающая общие представления о природе работа.

         Следует рассматривать как самостоятельный жанр марину, морской пейзаж. Он имеет целый ряд особен­ностей, связанных с изображением моря.

         Особый жанр живописи, названный натюрмортом (мертвая натура), составляют картины, изображающие предметы, нас окружающие. Натюрморт иногда называют лабораторией творче­ства. В этой «лаборатории» наи­большее внимание художники могут сосредоточить на изображении предметов через саму художественную форму, не усложненную сюжетными и иными задача­ми. В одних случаях художника волнует, прежде всего, передача материала, фактуры предметов, в других - пластика форм.

           Основная функция жанров - упорядочение содер­жания. Так, рассматривая тематическую картину, мы не стремимся к уяснению характера каждого из персо­нажей самого по себе, в первую очередь внимание на­правляется на взаимодействие характеров; в портрете, наоборот, существенно не взаимодействие, а сам харак­тер.

Графика

         Графика объединяет несколько искусств, изображение в которых состоит из линий, пятен, штрихов преимущественно одного цвета (обычно черного), иногда с ограниченным применени­ем других цветов. Графическое изображение по приро­де своей условнее живописного, поскольку оно не стре­мится передавать всю сложность и богатство красок окружающего нас мира, т. е. не стремится к живопис­ной полноте в передаче живой, реальной плоти вещей.

         Существует станковая и прикладная графика. В первой задача и форма связаны с определенным назна­чением произведения. Так, книжная графика предназ­начена украшать и оформлять книгу, а в иллюстрациях раскрывать в зримых образах содержание литератур­ных произведений. Плакат призван отражать полити­ческие темы современности, пропагандировать осново­полагающие идеи и знания или же служить целям ин­формации. Журналъно-газетный рисунок, в который входит и карикатура, должен выполнять средствами изобразительного искусства общие задачи периодиче­ской печати. Промышленная графика—офор­млять всевозможные товары, проспекты, дипломы, ка­лендари, рекламировать промышленную продукцию, кинофильмы, театральные постановки.

         Параллельно этим графическим искусствам сущест­вует еще несколько других, различных по материалу. Одним из самых распространенных является гравюра, в которой произведения возникают путем отпечатка с изображения, вырезанного на дереве, металле, линоле­уме и пр.

         Существует гравюра высокой печати, где с дере­вянной доски или с линолеума удаляются те места, которые на оттиске должны остаться белыми. Эти гра­вюры соответственно называются ксилографией — гра­вюрой на дереве и линогравюрой, т. е. гравюрой на линолеуме.

          Все гравюры обладают одним существенным каче­ством, отличающим их от обычных рисунков, сделан­ных карандашом, тушью, углем и пр. Это тиражность, причем каждый оттиск в гравюре, называемый эстам­пом, в отличие от обычной репродукции является ори­гиналом, полностью сохраняющим живой и непосред­ственный отпечаток творческой   работы   художника.

         Графические материалы не обладают теми богатей­шими возможностями моделировки формы и простран­ства, которые присущи живописи. Единст­венной основой для графики служит бумажный лист. В самом простом случае каллиграф располагает двумя контрастными материа­лами — белой бумагой и черной тушью.

           Формы предметов в графике передаются в основ­ном более обобщенно, чем в живописи, чаще всего че­рез силуэт, а необходимые детали — намеком, очень условно и лишь в той степени, в какой они попадают в декоративный замысел всей работы.

           В современном искусстве все более развиваются разные формы цветной гравюры, особенно литографии. Обычно цвет используется для выражения эмоциональной стороны художественного образа и в целях чисто декоративного обогащения.

           Графические материалы и средства довольно раз­нообразны, а их варианты дают множество эффектов. Кроме пятна, средствами графики являются линия и штрих. Каждые по-своему, они также условны. В линейном рисунке выделяется несколько типов линий, различных по степени условности. Ближе всего отвечают реальному зрительному опыту те, которые обрисовывают внешние границы формы или обознача­ют резкие изломы, контрасты частей. Но иногда ху­дожники обозначают линией плавные в действительно­сти переходы формы внутри изображения, желая со­хранить стиль рисунка, единство изобразительных средств.

Работа штрихом широко используется и в эстампе, и в станковой графике, и в подготовительных рисун­ках. Для нее характерны большая подвижность в из­менениях густоты, разнообразие фактур и мягкость моделировки контуров. В зависимости от материала и задачи она может производить очень разные впечат­ления.

         Таким образом, к отличительной особенности этого вида искусств относится очень тонкая и сложная структура графического языка, возникаю­щая то в результате богатства оттенков,   нежнейших переходов и градаций света и тени, белого и темного, то, как следствие предельного обобщения, строгого ла­конизма форм и экономии средств.

                 К видам изобразительного искусства, отличающим­ся применяемым материалом и особым назначением и целью работ можно отнести многообразные произведения декоративно-прикладно­го искусства, которые включают в себя элементы жи­вописи, графики и скульптуры. Декоративное искус­ство — искусство украшения вещей красочными или одноцветными изображениями, придания им форм, не обязательных с точки зрения простоты изготовления, но отличающихся выдумкой и острым чувством кра­соты. Такие вещи иногда выходят из обиходного обра­щения и становятся украшением жилищ или оформле­нием общественных зданий. Вместе с тем прикладное искусство — изготовление мебели, одежды, утвари — всегда преследовало задачу соединения пользы и кра­соты. На этой основе возник в XX   веке   дизайн—искусство   художественного   конструирования     вещей.

                 Я хочу рассказать об одном из древнейших видов декоративно-прикладного искусства – вытинанке. Нет сомнений, что вам хоть раз, да приходилось делать, так называемые бумажные кружева, - снежинки для украшения новогодних праздников. Вот только мало кому известно, что это удивительное колдовство, с использованием ножниц и бумаги, имеет название – вытинанка, название имеет белорусские корни. Дословный перевод слова «вытинать» - «тщательно вырезать». В народном творчестве XIX - начале XX века данная техника получила особенно широкое распространение. Наряду с вышиванием и вязанием, вытинанку можно причислить к самым популярным видам рукоделия того времени.

             Все местные красавицы заказывали художникам оригинальные портреты – свои профили, вырезанные на черном листе бумаги. Даже великий Репин был увлечен вытинанкой, также как и француз - Анри Матис. Известно, что история возникновения данной техники уходит в глубокую древность, во времена, когда в Китае только было сделано величайшее изобретение человечества – бумага. С того момента, искусство вырезать, проделало огромный путь, от Китая, через Западную Европу и, в XVI веке, покорило Беларусь. Изначально это был всего лишь один из вариантов декоративной отделки документов, но позже, к XIX столетию, статус вытинанки изменился. Бумага дешевела, и теперь, каждый мог позволить себе оригинальные салфетки из бумаги, которыми теперь покрывали мебель вместо вязаных, резные занавески на окна и много других поделок, украшающих дом.

             Чтобы точно описать историю возникновения и развития белорусской народной вырезки необходимо проследить историю развития бумажного производства и историю ажурного вырезания из более древних материалов (кожи, войлока, ткани). Своеобразным прототипом народных вырезок, по мнению украинского исследователя М.Станкевича, стали кустодии – бумажные (ранее кожаные и металлические) накладки с ажурными вырезанными краями под канцелярские печати, распространенные в середине ХVIII века .

           Возникновение и распространение вытинанки в белорусской деревне связано с развитием промышленного производства бумаги и переходом от «курных» крестьянских домов к печному отоплению. Самая древняя бумага, которая известна на территории Беларуси датируется ХIV веком – это письма Витовта Великого, князя древне белорусской державы. Первое предприятие по производству бумаги (паперня) появилось в ХVI веке в Вильно, тогдашней столице Великого княжества. В ХVII – ХVIII веках паперни были почти в каждом большом городе государства. В конце ХIХ – начале ХХ века вплоть до событий 1917 года бумажная промышленность Северо-Западного края была одной из самых динамично развивающихся отраслей местной экономики. Быстрое и эффективное внедрение технических новинок, системы организации бизнеса и труда сделало эту отрасль одной из самых привлекательных сфер для инвестиций местных и пришлых капиталистов. Бумажные фабрики Беларуси в этот период достаточно успешно конкурировали с аналогичными производствами в России, Украине, Польше и даже Финляндии. И не только практически полностью закрывали потребность внутреннего рынка, но и продавали значительные объемы продукции в другие регионы Российской империи.

           Вытинанка получает широкое распространение в оформлении крестьянского интерьера с середины ХIХ века. Наибольший ее расцвет приходится на конец ХIХ – начало ХХ века, определенный всплеск популярности наблюдался в послевоенные 40 – 50-е годы ХХ века. В Любанском районе Минской области (согласно современным этнографическим данным) наряду с бумажными вырезками употреблялись изделия из дешевой ткани (белого ситца) с аналогичной композицией. Часто как бумажные, так и тканевые вырезки окрашивались цветными красителями по краям прорезанных отверстий. Интересно, что каждый фрагмент узора имел своё название: “сухарыкі”, “лялечкі”, “зоркі” и т.д. Распространены были и вырезки, имитирующие узоры гардинных тканей. Для их изготовления пользовались как ножницами, так и ножами, резцами. Изделия, выполненные при помощи резца или ножа, являются технологической разновидностью вытинанки и часто в народе носят название «выбіванка».    

             Основные черты народной вырезки - симметрия и декоративность образов (непременно высокая степень стилизации, склонность к геометризации прорезей и т.п.). В белорусской вытинанке применяются осевой (зеркальный), радиальный и раппортный виды симметрии, а также сочетание нескольких ее видов. Ассортимент ажурных изделий из бумаги составляют оконные занавески (“фiранкі”, “кветкi”), кружева (“карункi”) для украшения полок, потолочных балок, рамок с фотографиями, икон, дверных косяков; салфетки (“сурвэткi”, “рагавiчкi”, “вугольнiкi”) и др. По установившемуся обычаю вытинанками украшали интерьер жилища каждый год к наиболее важным праздникам Колядам (Рождества) и Великодня (Пасхи).На Западе Беларуси черными или полихромными вытинанками украшали побеленные стены жилищ . Наряду с изделиями утилитарного характера встречались самостоятельные сюжетные композиции для декорирования стен жилья, потолочных балок, дверных косяков и окон. Среди сюжетов наиболее популярны Древо жизни (“Дрэва жыцця”), композиции с букетами и вазонами (“Жаночая доля”), встречались и фигурные композиции с сюжетами изобразительного характера.

             Сегодня вытинанка все также популярна. Казалось бы, куча отходов, мусор по всему рабочему столу, но все равно - это занятие увлекает. И ведь полезно оно не только тем, что развивает кисть. Создавая свои маленькие шедевры, мы учимся творить и фантазировать, а значит, постигаем прекрасное.

Заключение

                 Все виды искусства взаимно обогащают друг друга, существуют во взаимной связи, и каждым из них дополняются остальные. Все вместе они несут в себе всю полноту художественного сознания эпохи и способны многогранно, всесторонне отражать жизнь в ее сложных процессах. Именно поэтому в истории искусства всегда наблюдалось как сохранение видовых характеристик отдельных искусств, так и их взаимовлияние, взаимообогащение. В каждом произведении искусства используются, во-первых, средства, общие для всех видов, во-вторых, типические только для своего вида и, в-третьих, характерные единственна для данного про­изведения и его автора. Образ, складыва­ющийся в сознании художника, неизбежно связан с реальностью окружающего мира и реально существу­ющим материалом, в котором он воплощается. С точки зрения технической этим материалом предстоит ими­тировать множество предметов и явлений. С точки зрения образной только тогда художник сможет пере­дать свое отношение к действительности, когда он вы­разит его через соответствующее отношение к материалу. Поэтому материал искусства: краски, уголь, гли­на, камень, бумага - никогда не бывает просто техни­ческим средством передачи внешнего мира — это также и органическая часть образа, с помощью которого ху­дожник выражает состояние своей души.

Институт развития образования Сахалинской области

Контрольная работа:

Язык изобразительного творчества и художественный образ. Опыт художественно – творческой деятельности.

Выполнила:

Воропаева Екатерина Валерьевна,

педагог доп. образования

МБОУ ДОД Центр детского творчества

с.Красногорск

Южно - Сахалинск

2013 год