Центр детского творчества с. Красногорск

Форма входа

Поиск по сайту

Баннеры

Духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами изобразительного искусства, в условиях дополнительного образования

Духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами изобразительного искусства,  в условиях дополнительного образования

Е.В.Воропаева

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества

 с. Красногорск МО «Томаринский городской округ»

Сахалинской области

           Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике.

          Традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными»: христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма; педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности; целомудрие и воздержание – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей; любовь и самопожертвование – психологией самоутверждения; интерес к отечественной культуре –интересом к иностранным языкам и традициям.

          Эти новые ценностные установки оказывают определенное воздействие на систему нравственных эталонов детей, молодежи, общества в целом.

         За последние годы в образовательном процессе наибольшее внимание уделялось интеллектуальному развитию детей. Эта направленность имеет вроде бы хорошие результаты: уже младшие школьники и даже дошкольники легко владеют компьютером, иногда лучше своих учителей, у них развито логическое мышление, они без труда могут найти необходимую информацию. Но, несмотря на то, что дети имеют доступ к компьютерным технологиям, умеют работать с информационным пространством, мы все чаще наблюдаем примитивность их интересов, равнодушие и не уважение к окружающим их людям, часто даже к родителям. Это происходит из-за того, что у современных школьников нет четкого представления о добре, любви и красоте и о противоположных им зле, равнодушии и безобразии. Погружаясь в мир телевидения и интернета, школьники поглощают все, что им предоставляет огромное информационное пространство наиболее ярко и увлекательно, не умея «фильтровать» информацию.

             Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку. Эти ценности приобретаются их умственными усилиями. В процессе обучения и воспитания нравственные знания становятся прочувственным опытом, формируется полноценная личность. Этому в полной мере отвечают занятия в объединениях Центра детского творчества. Именно сюда, в различные объединения дети приходят не по принуждению, а по велению души, с доверчивым, открытым сердцем, без боязни оказаться в чем-то хуже и не способнее других, ведь за восторженный блеск глаз и яркий выплеск спонтанного творчества здесь не ставят оценки.

               Дополнительное  образование приобретает огромное значение в процессе раскрытия духовного потенциала подрастающего поколения и обращение к теме духовно-нравственного воспитания на занятиях в системе дополнительного образования имеет в этом свете очевидную актуальность.

                Наиболее выразительным и эффективным средством развития эмоциональной сферы ребенка,  его духовного мира, нравственных представлений и творческих способностей является искусство. В развитии нравственных представлений детей и их духовного мира изобразительное искусство оказывает яркое эмоциональное воздействие и формирует у детей образное мышление. Из всех видов искусств изобразительное искусство наиболее доступно для детского творчества. Используя эмоциональные и выразительные возможности изобразительного искусства в процессе обучения рисованию, мы можем развивать духовный мир ребенка.

            Большие возможности для развития детского художественного творчества и формирования через него нравственных качеств обучающихся открывает система дополнительного образования детей. Эти возможности могут быть реализованы в составлении программ и методических разработок, направленных не только на обучающихсвя, но и на воспитательный процесс, и предоставляют широкую свободу для детского творчества.

              Нашему творческому объединению «ИЗОстудия «Радуга» не так много лет, но все же представляется  возможным выделить некоторые идеи и принципы духовно-нравственного воспитания, реализующиеся на творческих занятиях. Программа объединения включает в себя не только практические занятия по рисованию, но и экскурсии, беседы, участие в конкурсах, выставках, благотворительных акциях в большем объеме, чем в школьной программе.

                 Организация экскурсионной деятельности способствует приобщению детей к культурному наследию своей Родины и всего мира. Особое внимание должно уделяться национальной культуре, так как она формирует менталитет, именно через нее человек воспринимает значимые национальные ценности. В процессе экскурсий дети знакомятся наглядно с историей и культурой своего народа, своей страны. Это способствует формированию чувства патриотизма, любви к Родине, заботе об окружающей среде. После проведения экскурсии полезно проработать новую тему в изобразительном творчестве, чтобы ребенок мог закрепить сформированное эмоциональное отношение по теме экскурсии, возможность представить себя участником событий или в роли человека, о котором повествовала экскурсия. Кроме того,  детский рисунок – это и способ анализа восприятия темы ребенком.

              На беседах по истории изобразительного искусства на примере картин исторического и батального жанра воспитываются патриотические чувства детей. Здесь важно рассматривать не только композиционные особенности полотна и содержание исторических событий, но и обращать особенное внимание на поведение людей в сложившихся ситуациях, давать им оценку. При беседе о картинах бытового или портретного жанра педагог может раскрывать тему семейного воспитания, учить давать оценку общественным явлениям, формировать у обучающихся представления о большой и крепкой семье, взаимоотношениях между супругами, родителями и детьми, воспитывать нравственное и доброе отношение к членам общества. Анималистический жанр, натюрморт и пейзаж раскрывают перед детьми красоту окружающего мира, который они должны научиться любить, о котором они должны заботиться и защищать. Все беседы об  изобразительном искусстве необходимо закреплять практическими занятиями, чтобы ребенок мог пропустить через себя полученный материал. Педагог в процессе работы над рисунком должен закрепить эмоциональное впечатление, сформированное у ребенка во время беседы.

              Еще одна особенность занятий изобразительным искусством – это возможность для юных художников участвовать в благотворительных акциях: Мы выбираем жизнь, акции поддержки, помощи и внимания, дети – ветеранам, спешите делать добро.

               Таким образом, используя творческие методы построения процесса обучения на занятиях по изобразительному искусству в системе дополнительного образования детей можно существенно влиять на духовные, нравственные качества воспитанников, развивать эмоциональное восприятие окружающего мира, давать обучающимся основы патриотического и семейного воспитания.

           Сегодня важно говорить о том, что плохо, но еще важнее  - о том, что хорошо, так как именно те примеры, которые мы разбираем с детьми запоминаются и находят эмоциональное отражение в их сознании. Мы не можем оградить детей от негативной информации, но мы можем приложить все усилия, чтобы сформировать у подрастающего поколения представление о том, какое поведение является правильным и нравственным, что есть добро, что есть красота. И они научатся самостоятельно делать правильный выбор, защищать себя от отрицательного и разрушающего воздействия окружающей информационной и общественной среды. Я убеждена, что создавая единую образовательную и воспитательную среду на уроках и во внеурочной деятельности, решая вопросы духовно-нравственного и патриотического воспитания, все мы сможем сохранить духовное и физическое здоровье подрастающего поколения.

Литература

$11.     Андреев В.И. Педагогическая этика: спецкурс для технологий – М.,2002.-272с.

$12.     Библер В.С. Нравственность. Культура. Современность. – М., Знание,1990.-62с.

$13.     Воронкова Ю.В. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в системе дополнительного образования: Автореферат. Канд.пед.наук.-М.,2002.-18с.

$14.     Чумичева Р.М. Взаимодействие искусств в формировании личности школьника.- Ростов-на-Дону.,1995.-272с.