Выцинанка - весёлые коты
Занятие объединения «Радуга» (внеурочная деятельность, 2 класс)
"Бумажная пластика", педагог: Воропаева Е.В.
Тема: ВЫЦИНАНКА - ВЕСЕЛЫЕ КОТЫ
Цели:
- Знакомство с понятиями бумажная пластика, выцинанка, силуэтное вырезание.
- Знакомство с правилами вырезания из бумаги.
- Знакомство с правилами оформления работы.
Задачи:
- Научить вырезать силуэтные композиции и оформлять свою работу.
- Научить действовать по словесной инструкции.
- Развивать умение анализировать, делать выводы, сравнивать явления, признаки.
- Развивать познавательный интерес к окружающему миру и познавательную активность.
- Развивать зрительное внимание, ориентировку в пространстве, память, логическое мышление, воображение, мелкую моторику, речевую активность детей.
Оборудование и материалы: бумага белая, трафареты, цветной картон ножницы, карандаш простой , клей, кисти для клея.
ХОД УРОКА
Слайд №1,2
I. Вступительное слово
Каждый из нас хотя бы раз в жизни вырезал из бумаги новогодние снежинки, не подозревая, что занятие это называется вытинанкой (выцинанкой), силуэтным вырезанием. Сегодня это целое направление в народном творчестве.
Слайд №3
Выцинанка - это ажурный узор, вырезанный из бумаги черной, белой или цветной (это техника вырезания из бумаги).
Слайд №4-8
Мы знаем, что бумага родом из Китая. Там же впервые и начали вырезать. Потом через Ближний Восток бумага, а вместе с ней и выцинанка, попали в Западную Европу. И где бы ни появлялась бумага, там возникало искусство бумажного вырезания. В Европе было распространено силуэтное вырезание (в частности портреты), в Латинской Америке – сюжетное вырезание и т.д. Есть это искусство в соседних с Россией Белоруссии, Украине, Польше, Литве.
Само слово «выцинанка» произошло от белорусского «вытинать» - «тщательно вырезать». Мода на вырезание пришла в Беларусь из Польши. В XIX - начале XX века, когда бумага стала более доступной, это рукоделие было популярным не меньше, чем вышивание или вязание.
Городские художники вовсю из черной бумаги вырезали точеные профили местных барышень. С помощью ножниц стали украшать интерьер дома. Поделки из бумаги вешали на стены, на окна в качестве занавесок. Мебель вместо вязаных салфеток тоже покрывали выцинанкой.
По установившемуся обычаю крестьянки украшали избы выцинанками каждый год перед Новым годом, Рождеством, Пасхой.
Слайд №9
В белорусской выцинанке сформировались принципы, которые можно описать следующим образом:
- принцип многоразового складывания (лист бумаги многократно, в разных направлениях и под разным углом складывается для того, чтобы получились определенные прорези);
- создание изображения из прорезей простых геометрических форм (самое сложное изображение комбинируется из набора разнообразных по своей форме треугольников, ромбов, квадратов, кругов, полумесяцев, миндалевидных лепестков и т.д.);
- относительная монохромность (используется один, два, максимум три цвета бумаги, иногда используется фольга золотая или серебряная);
- симметричность изображения; виды симметрии: линейная, зеркальная, центрическая;
- декоративность.
Основной материал в этой технике – бумага, а инструмент – ножницы (причем бабушки вырезали теми, что предназначены для стрижки овец).
(физ.минутка)
II. Организация рабочего места.
В работе удобно пользоваться двумя ножницам: большими и маленькими, с острыми прямым концами. Большими ножницами вырезают общие формы, маленькие служат для вырезания мелких деталей. Ножницы должны быть острыми не сминать бумагу. (техника безопасности за рабочим столом).
III. Выполнение работы
Слайд№10
Сегодня мы с вами будем вырезать из бумаги веселых котов. Они имеют симметричное строение. Для этого нам надо:
- Сложить лист бумаги пополам.
- Сделать рисунок на одной стороне бумаги.
- Вырезать ножницами узор.
- Наклеить его на лист бумаги.
IV. Оформление работ.
Из полученных фигур мы создаем композицию. Раскладываем предметы на фон, выбираем лучшее сочетание и с помощью клея закрепляем свою композицию.
Наклеивание вырезанных изображений на фон требует особой аккуратности. Выцинанку, как правило, приклеивают только в нескольких местах, так чтобы она свободно лежала на фоне, создавая ощущение объема.
VI. Рефлексия.
Выставка работ учащихся.