ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ВОСПИТАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ.
ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ВОСПИТАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ.
Коробецкая Татьяна Николаевна
Педагог дополнительного образования муниципального бюджетного
Образовательного учреждения дополнительного образования детей
« Центра детского творчества»,с.Красногорск
Последние десятилетия показали, как губительно для подрастающего поколения отсутствие проверенных временем ценностных ориентиров, традиций и воспитательных идеалов. Сегодня нужно признать тот факт , что воспитанию российских школьников длительное время не уделялось должного внимания.
В девяностые годы, по меткому выражению профессора Московской духовной академии Андрея Кураева, «..через раскрытые сквозняками двери воспитание незаметно ушло из школы и семьи и ..где-то заблудилось». Но не только 90-е годы повинны в кризисе государственной воспитательной системы. Проблема эта уходит своими корнями гораздо глубже, к началу века прошедшего.Понимали ли тогдашние революционеры- реформаторы, что издавая печально известный декрет об отделении государства и школы от Церкви (т.е. традиционной культуры), они подписывают смертельный приговор собственной стране? В результате наше образование отделили от отечественной и мировой культуры вообще. Ведь, как известно, вся европейская цивилизация основана на христианских ценностях. Понять и осмыслить многие всемирно известные произведения живописи, литературы, музыки просто невозможно без знания основ христианства. Несомненно, что это духовно обедняет человека ,но даже не это главное.
Главное то, что государство и народ не могут существовать без культуры. А культура не создается в одночасье декретами или приказами. Она формируется веками, из поколения в поколение посредством народного искусства . Оно наиболее эффективно дает ребенку возможность построить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций.
Роль декоративно-прикладного творчества, самого древнего искусства, велика в эстетическом воспитании ребенка. Включение детей в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного декоративно-прикладного искусства,- одно из главных условий полноценного духовно- нравственного воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей, позволяет преобразовать мир, развивает нестандартное мышления, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. Развитие детского творчества во многом зависит от умения обучающихся работать с различными материалами и инструментами.
В арсенале педагога- прикладника есть великое множество материалов и разнообразные способы превращения их в красивые вещи. Ребенок , включаясь в процесс их изготовления ,познавая народную философию ,язык символов, назначение ритуальных предметов, ощущает свою сопричастность к быту наших предков.
Поэтому одной из важных составляющих духовно-нравственного воспитания является воспитание обучающихся в процессе труда.
Дополнительное образование ,в частности, декоративно- прикладное творчество ,привлекая детей к полезному труду, имеет самые благоприятные возможности воздействия на внутренний мир ребенка.
Трудовая деятельность имела ценнейшую духовно-нравственную основу: стремление выполнить работу как можно лучше обусловливалось всей культурой народов.
Известно ,что для успешного освоения того или иного навыка, нужно сформировать у человека определенную мотивацию, прекрасно знали, что возбудить интерес ребенка к работе, ненавязчиво включить его в процесс трудовой деятельности можно было, обрисовав ему конечный результат работы. Это не только приобщало ребенка к совместной деятельности, но и формировало у него сознание, что все нужно заработать своим трудом («Что заработал ,то и заслужил»).
Не секрет, что освоение любого трудового навыка требует от ребенка настойчивости, упорства и внимания, а именно этих качеств так недостает маленькому человеку. Так в процессе занятий декоративно-прикладным творчеством воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, проявлять самостоятельность при изготовлении изделия.
Учитывая все выше сказанное, важно сформировать данные трудовые навыки у детей.
В стенах нашего учреждения Центра детского творчества непрерывно идет работа по воспитанию духовных качеств у молодого подрастающего поколения. Мне хотелось бы остановиться на работе моего объединения декоративно-прикладного творчества « Умелые руки».
Свою работу в коллективе я стараюсь организовать так ,чтобы воспитать у ребят трудолюбие ,бережливость ,честность, деликатность в словах и делах, вежливость. Работу направляю в первую очередь на воспитание нравственных качеств, так как причина всех кризисных явлений в нашем обществе является кризис нравственный. Решение проблемы духовно-нравственного воспитания вижу в организации занятости ребят полезной деятельностью: изготовление мягкой игрушки, конструированием, вязанием спицами и крючком, аппликацией и др. Если ребенок что то умеет делать ,любит свое дело, то оно, с одной стороны, уберегает его от многих дурных наклонностей, а с другой стороны- облагораживает духовно и нравственно, так как , безделье - корень всех пороков.
Работу стараюсь выстраивать так, чтобы занятия способствовали духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, стремлюсь превратить процесс трудового обучение в интересное, познавательное, творческое занятие, духовно обогащающее внутренний мир ребенка.
Знакомлю ребят с традициями и обрядами русского народа, возрождаем интерес к православным праздникам, готовим к ним подарки ,серии сувениров, поделок, композиций. На Рождество шьют небольшие мешочки для просфор ,ангелов-хранителей, Рождественские открытки, на Пасху выполняют подарочные сувениры в виде декоративного яйца, прихваток и грелок ,на Радоницу изготавливают цветы из ткани и бумаги. Некоторые из работ можно было увидеть на выставках посвященных великим православным праздникам: Рождество ,Пасхе. Кроме практических занятий ,проводятся и выставки работ с приглашением родителей, где ребята рассказывают о православных праздниках, знакомят со своими работами. Такие мероприятия духовно сближают родителей и ребят.
Неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания в коллективе является воспитание культуры труда: умение работать сообща, творческий подход к работе.
Постепенно дети не только совершенствуют свое мастерство, но и начинают глубже ощущать красоту окружающего мира ,стремясь придумать что-то новое .И хотя у ребят игрушки получаются разного качества и настроения, похожие на автора- добрые ,смешные, испуганные, но главное то, что в процессе творческой работы они преодолевают свои личные проблемы, реализовывают свой небольшой жизненный опыт, смотрят на мир своим взглядом, в котором отражаются любовь, добро.
Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что для решения проблемы воспитания подрастающего поколения необходимо объединять усилия педагогов ,родителей, общества по установлению стабильности в душах подрастающего поколения, по формированию духовно-нравственных ценностей.
Формирование духовно-нравственных ценностей направлено на «возвышение сердца» ребенка как центра духовной жизни (Иоганн Генрих Песталоцци).1
1 Песталоцци Иоганн Генрих (1746-1827), швец. педагог ,основоположник теории нач. обучения. Воспитание, по П., призвано развивать присущие человеческой природе духовные и физические способности. Сторонник соединения обучения и трудовой активности.
ИСТОЧНИКИ:
$11. Организация целостного педагогического процесса в условиях реализации стандартов второго поколения: Рабочая тетрадь/Под общ. ред.Ж.Б. Кузнецовой .-Хабаровск: ХК ИРО,2011.-101с.
$12. Терра -Лексикон: Иллюстрированный энциклопедический словарь.- М.: ТЕРРА,1998.-672 с.: ил.